1. В конце концов, что нажило человечество в целом – все человечество за всю свою человеческую историю? Какое имущество? Какое достояние? Я имею в виду не то, что предназначено людьми для обслуживания самих себя и самое себя – все эти зверофермы, гидростанции, города с промрайонами, бриллианты, пирамиды, атомные бомбы, латифундии, золотой запас и запасы дейтерия, – нет, я имею в виду не вещи, а самое «вещное» – алфавиты, шедевры искусств, несколько формул абстрактного и вполне субъективного знания, философию, религию, чтобы не сказать мифологию, мораль. Это, собственно, и все. Все наше имущество. Небогато. А все остальное – «низкий мир вещей» – сводится к непосредственному удовлетворению нужд: пожрать от пуза, поубивать вволю, потрахаться на личном матрасе. Не болеть и, по возможности, жить вечно... Вот и получается, что библиотеки и музеи, консерватории и суды – наше единственное имущество. Наше настоящее имущество. В довольно узком смысле – культура. Вот и получается, что цивилизация – это передача ценностей культуры из поколения в поколение. А гарантии – гарантированность обществу этой передачи наследства – мерило устойчивости цивилизации. С музеями и школами игры на зурне, с судами, с медресе, с йешивами и с монастырями дела обстоят еще куда ни шло. Хуже – с моралью. Или, как называется мораль для больших групп населения, – этикой.
Я своими глазами наблюдал в Бейруте в 1983 году подростков, торговавших сувенирами – баночками засоленных человеческих (вражеских) ушей.
Я видел Шатилу, когда туда вошли наши. Вскоре после ухода фалангистов.
Я был в «Яд ва-Шеме». И ничего! Даже не упал в обморок...
Я прочитал в свежей листовке, что «убийство еврея – святое дело каждого шиита».
Я видел (сувенир из Таджикистана) аккуратный скальп узбечки (1992 год, сентябрь). Ну и т.п.
Вероятно, уровень зверства в человечестве – величина постоянная. Так сказать, константа. Можно и так определить цивилизацию: константа минимального уровня зверства, передающаяся из поколения в поколение, преодоление которого – зверства – позволяет оптимально обеспечивать культурную преемственность. Конечно, бывают эпохи разлива злодейства. Эпоха Чингиза, например, или эпоха Шикльгрубера Адольфа, режим Пол Пота или спецрежим Иосифа Виссарионовича.
А бывает и дозированное злодейство, расфасованное: наркобизнес, саудовская работорговля, мафиозно-экономические реформы в СНГ, рассчитанные на сознательное снижение жизненного уровня социально уязвимых слоев населения... Вплоть до планирования вымирания этих слоев и групп. Причем, формируется и соответствующая идеология, и новая мораль новой России.
2. Коммунистическая власть издохла. КПСС объявлена вне закона. Империя расползлась мимо швов. День (или дни), когда пала идеология коммунизма в России, был чуть ли не счастливейшим днем для большинства россиян.
Власть коммунистов была величайшим злом России, но Россия (и мир) еще горько пожалеют о власти коммунистов в России.
3. Потому что при всем уродстве и фальши декларированной коммунистической этики, формально и законодательно оформленной, этические эти отношения беспрекословно патронировались государством. Потому что новая власть под видом деидеологизации и демократизации общества формирует новую идеологию России, которую называют по какой-то шизофренической сбивке «капитализмом и демократией». Их лозунг «возврата к капитализму» ничего общего не имеет с «возвратом» к капитализму и демократии, которые суть форма существования западного общества (а Запад уже живет, между прочим, в другой фазе развития). И эти формы индустриального общества или даже постиндустриального общества неприемлемы и немыслимы в постсоветской России как не соответствующие логике исторического развития этой страны, которая если во времена царя Гороха и шла по этому капиталистическому пути, то затем радикально была опрокинута в кювет истории и дальше босиком поперла по жнивью.
Современное западное общество – это общество современных западных людей. Современный западный бизнесмен интегрирован в системе современного западного бизнеса, а бизнес в свою очередь обслуживает современные запросы общества. И, как-никак, соответствует морали и этике этого общества.
Индустриальное и постиндустриальное общества требуют новых технологий. И представьте, эти новые технологии должны иметь своих технологов и прочих ИТР.
И смена растет.
Проститутка, рэкетир, официант и крупье стоят вверху иерархической таблицы престижных профессий (по данным социологических исследований школьников 7-8 классов, весна 1992 года). На последнем месте – инженер и учитель. Список из 30 профессий. Выборка – 1200 детей. Анонимный опрос проводился не в притонах Сан-Франциско, а в средних школах Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тюмени и Казани. Не к капитализму и демократии, а к опричнине возвращаться с таким «племенем молодым, незнакомым», к самому лютому ленному праву первой ночи!
Когда в Германии обрушился нацизм, он, режим, пал в результате военного поражения, интервенции и оккупации. Нацистская идеология была подавлена извне (а насколько она подавлена – очень мило и иллюстративно сообщают нынешние волнения неонацистов...). Аналогично обстояли дела в Японии, Италии. Практически именно прекращение советской оккупации (чужой власти) привело к изменению режима в странах Восточного блока. Естественный, дооккупационный «капитализм» вернулся в Восточную Европу.
Но Россия-то, Россия! Ее ж, матушку, никто не оккупирует.
Далее позволим себе длинную цитату.
4. «Нужна новая формула бытия, альтернативная западной. Русский этнократизм, маячащий на политической сцене, – деструктивен. Дело даже не в экстремизме, а в том, что, начиная разыгрывать карту русского этноса, это течение неизбежно сорвется в пропасть. Следом за “этносом” начнется розыгрыш субэтнических карт. Вдруг окажется, что единого русского этноса нет, а есть “народы угро-финской группы”, тяготеющие к прибалтам, “южно-русские народности”, “сибиряки” и т.д. А там уже вражда между “косопузой Рязанью” и “тамбовскими волками”. И отбрасывание России к догосударственной фазе, к борьбе племен и родов. Этого допустить нельзя.
“Евразийство”. Отпущенный ему ресурс исторического времени уже на исходе. Процесс перехода тюркских народов под власть проамериканской Оттоманской империи может стать необратимым. Что тогда?
Нас интересует Евразия лишь в том случае, когда ядром ее является славяно-тюркский сплав. Если его нет, если нет империи русской нации, то имперская формула становится крайне двусмысленной, а Великая Евразия от Дублина до Владивостока оборачивается гигантской нагрузкой двух краевых частей евразийского континента на “русское коромысло”.
Сегодня речь должна идти о ВЕЛИКОЙ РОССИИ, РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ, ИСХОДЯ ИЗ СВОЕЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ САМОБЫТНОСТИ, А НЕ ВОПРЕКИ ЕЙ.
В этом вся суть.
Россия имеет свои основания для развития и вхождения в 21 век, и эти основания альтернативны западным... Россия имеет что предложить 3ападу с точки зрения спасения человечества в целом. Она никому не будет навязывать эту программу. Она просто будет реализовывать свою модель бытия или погибнет. И не надо пугать национализмом.
Русская нация – это полиэтнический сплав. Она существует и будет существовать. И именно она является тем “лезвием бритвы”, по которому нам предстоит пройти, минуя этнократизм, западнический фанатизм и проекты “интеграции”, обходящие молчанием животрепещущий “русский вопрос”.
Что касается паллиативов, попыток “умеренного” копирования Запада, то они в каком-то смысле еще опаснее, чем западнический фанатизм.
Русская нация, Великая Россия, идея развития, идея связи времен и адекватный этим идеям духовный, идеологический и политический синтез. Вот, что нам надо. И тогда Россия не будет угрозой миру, а глобальная катастрофа скажется если не преодоленной, то, по крайней мере, отодвинутой. Сделать это ужасно трудно. Что ж, жить – трудно. Но мы хотим жить. И мы будем жить».
Это пишет Сергей Кургинян – центральная фигура русского консерватизма, некогда, во времена оны, советник Горбачева... Ныне – оппозиционер. Что ж, может, Россия пойдет по этому пути. Но хочется позволить себе – и позволим себе – детский вопрос: кто будет воплощать эти обоюдоострые, оптимистические идеи? В каком виде и где их будут воплощать? В Москве? В Московской области? В Санкт-Петербурге? В Нижнем Новгороде, Тюмени и Казани? Где в иерархии престижности профессии у тинэйджеров во первых строках - проститутка и рэкетир?
И еще один вопрос: когда «в великой России, исходящей из своей культурно- исторической самобытности, а не вопреки ей», – когда в России будут погромы: до, после или вместо реализации этой программы?
5. В конце концов, что нажило человечество ценного за всю свою человеческую историю? Британский музей с точностью до Эрмитажа? Бранденбургские концерты? Римское право? Монотеизм и атеизм? Десять не очень бесспорных заповедей?..
Представление о цивилизации как гарантийной передаче культурных ценностей из поколения в поколение! И, между прочим, все это - ценности западного мира и западной цивилизации. Для иного типа цивилизации – индийского, африканского, исламского – они, эти ценности, вполне могут быть необязательными...
Запад-то имеет иерархию духовных ценностей, и сам – демократией – является гарантией этих ценностей.
Господи! Что же нажила Россия такого общечеловеческого за всю свою человеческую историю? Пушкина? 19 век. имени Пушкина? Алфавит?..
...Одним из самых счастливых дней моей жизни был день падения КПСС.
В четверг, 21 ноября, в рамках Генделевских чтений Зеев Бар-Селла выступит с докладом «От фонаря: Литературный Ленинград (Зощенко, "Аристократка")». Доклад состоится в Доме русской книги «Исрадон» (ул. Агрипас 10, Иерусалим). Начало в 19:30. Убедительно просим не опаздывать.