Ничто я так не люблю, как хорошую, качественную шутку: юморок-с.
Настоящая шутка – учил меня один из друзей юности моей по прозвищу Жаконя Гималайский – настоящая шутка должна быть простой (чтоб ее поняли), обидной (чтоб дошла) и повториться не менее 300 раз, чтоб ее усвоили.
Он и разработал такую Идеальную Шутку. Гималайский был большой эмпирик, но не чурался и практики, поэтому реализовал шутку – Шутку всех времен и народов – в жизнь. Причем, эксперименты ставил не ин витро (на стекле), а прямо ин виво. На людях. В том числе, и на мне.
Идеальная шутка по Жо Гималайскому (то есть, чтоб простая, чтоб обидная и чтоб повториться не менее 300 раз) состояла в том, что когда человек – например, я – отправляется за нуждой, скажем, в «удобства», то Шутящий – в нашем случае, Жо Гималайский – должен спрятаться с тыльной стороны двери этого «удобства».
Когда, справив нужду, Подверженный шутке – в данном случае, я – покидает кабинет уединенных размышлений, следует Шутящему как-да-выскочить-как-да-выпрыгнуть (по возможности да попричудливее раскорячившись и скорчив страшную рожу) на Подверженного. Хорошо при этом еще и страшно клекотать, как упырь.
Ну что вам сказать, действительно, к настоящей шутке по Жо Гималайскому привыкнуть невозможно. Когда идешь Туда – еще куда не шло, о возможности Шутки помнишь.
Но, по странному устройству человеческой натуры, когда идешь Оттуда – забываешь.
Я долго ломал себе голову, почему во время краткого пребывания Там память отшибает и инстинкт самосохранения как отрезали? Толкового ответа не нашел.
Сам я был подвергнут Шутке Жо Гималайского 284 раза с одинаковым успехом.
На 285 раз невероятным усилием воли на пути Оттуда я вспомнил о возможности упырьевого наскока, подготовился и залепил Жо Гималайскому (сладострастно притаившемуся за дверью двух нулей) в лоб. Дверью. Тут и Шутке конец.
У меня складывается впечатление, что смешливый наш народ – израильский народ – очень любит шутки в стилистике Жо Гималайского. Это чтоб глупо, обидно и повторилось не менее 300 раз.
Наш народ при этом любит себя в ролевой функции Подверженного Шутке. То есть, когда он идет Туда – он еще помнит о возможности, что над ним подтрунят, а вот когда идет Оттуда – уже нет. Поэтому так хорошо удаются Шутящим забавные трюки известной стилистики. И я еще ни разу не сталкивался с ситуацией, когда Шутящий получал по лбу.
Рассудите. Некий уроженец Израиля, живущий ныне в Амстердаме Рам Кацир, придумал отличную шутку, шутку с большой буквы Ге.
Цитирую по «Джерузалем рипорт»: «Суть его выдумки заключается в следующем: посетителям музея (не просто музея, а именно Музея Израиля – М. Г.) предлагалась книжка-раскраска и цветные карандаши. Любой желающий мог по своему усмотрению раскрасить картинки, изображающие школьников на экскурсии; мужчину, гладящего оленя; отца семейства, читающего книгу своим детям. Лишь дойдя до последней страницы книжки, участник мероприятия (в нашей терминологии, Подверженный Шутке – М. Г.) убеждался в том, что раскрашенные им контуры представляли собой обработанные фотографии, использовавшиеся пропагандистами Третьего Рейха. Любителем животных оказывался Гитлер, чадолюбивым отцом – Геббельс, а школьники, по всей вероятности, находились на экскурсии в концентрационном лагере. В беседе с корреспондентом газеты “Едиот Ахронот” Кацир намекнул на то, что усматривает определенную аналогию между Третьим Рейхом и оккупирующим арабские территории Израилем. <...> Родные Кацира также погибли во время Катастрофы. Вскоре созданная им раскраска будет представлена в Голландии, Литве и Германии»...
Вероятно, привыкнуть к этой глобальной шутке жители Израиля (Подверженные Шутке) когда-нибудь смогут. На 285-й раз. То есть, пока идем Туда, о возможности стать жертвой шутливого воздействия в стилистике Кацира – помним. А Оттуда – память отшибает.
Любопытно, что требуется для того, чтобы творец раскраски получил по лбу дверью? Следует вывезти сей перформанс с цветными карандашами еще и в Германию, которая соскучилась по буколике в форме «Раскрась и разрисуй дядю Гитлера», в Литву, прославившуюся успехами в окончательном решении еврейского вопроса и соскучилась по творческим концептам – и в Голландию...
Неплохую шутку в том же жанре устроила, как сообщали израильские газеты, пара допризывников в одном из кибуцов нашей с вами страны. Они тоже внесли свой вклад в дизайн, создав граффити с лозунгами «Зиг хайль» и эмблематикой СС. То-то смеху было! А сколько будет смеху в армии, куда отправляются молодые люди! Хорошо, кибуцы – это наша интеллектуальная аристократия, там и шутки свои.
Если мне не изменяет память – а память мне совершенно не изменяет – несколько лет назад скончавшийся идол либерально мыслящей интеллигенции нашей страны профессор Лейбович обрадовал прогрессивное общественное мнение Израиля сравнением солдат ЦАХАЛа, абсолютно безобидным сравнением – с наци. Что безусловно подняло на невероятную высоту как дух воинской славы доблестной нашей Армии Обороны Израиля, так и пресловутую мотивацию, падение которой, мотивации, весь наш генералитет встречает сокрушенным покачиванием убеленных голов.
Я предлагаю считать Лейбовича, а также юных диссидентов из кибуца – милыми шутниками.
Не менее милыми шутниками я считаю управдомов нашей культуры (предыдущего состава правительства), кои отдали замечательное распоряжение не загружать наших зарубежных гостей правительственного уровня визитами в Музей Катастрофы, до недавнего времени считавшимися обязательными пунктами протокола приема официальных лиц. Действительно, чего уж там!
Ах да, чуть не забыл! По поводу книжки-раскраски глубокоуважаемый директор Музея Израиля Джеймс Шнайдер заявил, что сожалеет о том, что книжка Рама «задела чувства людей». «Мы не хотели обижать кого бы то ни было», – подчеркнул он...
Я тоже не хотел бы задевать кого бы то ни было. Таким образом, я почти лишаю себя возможности хорошо пошутить. Вроде Лейбовича, Кацира и юных строителей светлого кибуцного завтра.
Хорошая шутка должна повториться не менее 300 раз. Или шести миллионов. Чтоб дошла.
Хорошо, давайте посмотрим на шуточки, коими нас снабжает мировое общественное мнение. «Сирийские власти выступили с заявлением следующего содержания (Коль Исраэль 9.2.97): “…Сирийская армия должна сохранять высокую степень боеготовности. Возможно, что ради мира ей придется воевать. Сирия придерживается своего понимания мирного процесса, – заявил президент Асад”».
Хорошо умеет шутить президент Асад. Для разъяснения шутки он «разрешил представителям политического руководства Сирии провести в армейских частях кампанию по разъяснению политического курса», сформулированного им с (см. выше) лукавинкой. Асад тоже считает, что подлинно хорошая шутка должна отвечать строгим требованиям Жо Гималайского. По крайней мере, повториться не мене трехсот раз. А как реагируем мы, Подверженные? А никак не реагируем мы, Подверженные. То есть, когда идем Туда, помним, а наоборот – нет.
Поздней осенью прошлого года в Рамалле проходила шутливая веселая демонстрация автономной учащейся молодежи. Автономная учащаяся молодежь города Рамаллы (города, до сих пор являющегося территорией государства Израиль, если кто уже забыл) – придумала отличный хеппенинг. Большой макет автобуса номер 18 (напоминать, что такое автобус восемнадцатого маршрута?!) был с большим энтузиазмом взорван. Так сказать, пиротехнически. Юные фейерверкеры знали, что имели в виду, шутя таким образом. Фейерверкеры, вероятно, кисли от хохота. Что же – когда идем Туда, помним...
Несколько автономных девочек в свое время (каждая в свой срок) проявили изумительное чувство юмора, уложив в землю сырую до десятка евреев – не сторонников создания Палестинского государства, оккупантов то бишь. И сами повеселились на славу, причем некоторые от руки, ножичком, и компатриотов повеселили (напомнить демонстрации в поддержку террористок по месту их жительства, или не напоминать, поскольку, когда идем обратно – нет, не вспомнить, о чем речь, когда туда....)
Вследствие выполнения Осло-2 четырех юмористок, осужденных за убийство и участие в убийстве израильтян, мы с широкой улыбкой понимания отпускаем восвояси. Действительно, нельзя не оценить хорошо построенную и повторенную неоднократно шуточку! Юморные девушки!
Одна из их товарок еще лет 20 назад отмочила чудную шутку. Звали ее Лейла Халед... Средства массовой информации дали обаятельной убивице меткое и тоже веселенькое определение: «Лейла Халед – коктейль из страсти и крови». Юморная Лейла действительно представляла собой коктейль из страсти к убийству евреев и крови этих пресловутых израильтян. С хорошим заплечным списком девушка.
Так вот, о ту пору юная Шуламит Алони, вероятно, тоже из соображений сатиры и юмора, предложила девушке-коктейлю встречу антр-ну. Посидеть, как две первые ласточки мирного процесса. Косточки поперемывать. То-се, по добрососедски.
Так знаете, что ответила очаровательная Лейла взыскующей ответной симпатии Шуламит? А ответила очаровательная Лейла взыскующей ответной симпатии Шуламит, что она, Лейла, конечно, согласна увидеть дорогую Шуламит, но – в оптическом прицеле. Когда туда идем, помним.
Чувство юмора, по всей видимости, самая сильная черта нашего вечного народа. Мы ценим и понимаем шуткес, особенно, когда подвержены ей. Бывало, стоим, все красные, слезы от смеха текут, слова вымолвить не можем, трясемся.
А когда отдышемся, утрем слезы, так по-хорошему, прямо по-христиански посмотрим на шутника и скажем: «Да ну вас в баню!»
Так что ж это получается? Уже и чувство юмора проявить нельзя? Чувство юморка-с?
Шутить не запретишь.
Однако все-таки просматривается существенная разница, государи мои, в ролевых функциях между Шутником и Подверженным.
Я считаю, что смешнее быть подверженным шутке.
Всегда можно красиво упасть, выкинуть какое-нибудь преуморительное антраша, повеселить общество. Тут, правда, некоторая тонкость наблюдается – мировое общественное мнение тяжело на подъем хохотать. Когда дело касается еврея, это само по себе смешно. Главная должность еврея – быть героем. Анекдота героем, байки героем, истории героем, нашей отечественной Истории героем...
А что касается хохота общественного мнения, то самая удачная шутка последнего тысячелетия, по-моему, это – «За компанию и жид удавился...»
В четверг, 21 ноября, в рамках Генделевских чтений Зеев Бар-Селла выступит с докладом «От фонаря: Литературный Ленинград (Зощенко, "Аристократка")». Доклад состоится в Доме русской книги «Исрадон» (ул. Агрипас 10, Иерусалим). Начало в 19:30. Убедительно просим не опаздывать.