Праздник: Стихотворения и поэмы 1985-1991. Оформл. «Modern Graphica».
Фот. C. Синельникова. Иерусалим: Еlia Capitolina, 1993.
– 149, [7] c., фот. – [1500 экз.].
В «Неполном собрании сочинений» (2003), составленном самим автором, М. Генделев утверждал, что первые его книги «шли в затылок друг другу и в свой срок были изданы». Между тем, девять лет, отделившие «Праздник» от предыдущей книги поэта, как нельзя лучше опровергают его утверждение.
Эти годы вместили множество событий: тяжелые восьмидесятые, когда автор нередко бедствовал, а «израильская литература на русском языке» превратилась в горстку выживающих в вакууме людей, советскую «перестройку» (Генделев был в числе первых «русских» израильтян, посетивших СССР), палестинскую интифаду, войну в Персидском заливе и распад Советского Союза. А главное – волну эмиграции, которая обогатила израильскую русскоязычную культуру и принесла с собой новых читателей.
И вновь обратимся к цифрам: день, когда в «Празднике» была поставлена последняя точка, и дату издания разделяют два года. Кажется, что в мелькании лиц, газетной работе, поездках в Россию жизнь не оставляла автору времени на стихи, да так оно и было.
«Праздник», на первый взгляд, полон суеты и мельтешения жизни – быт, поэтические безделки-романсы, любовные увлечения и любовная лирика «Бильярда в Яффо», «Прекращения огня» и «Другого неба».
Однако все это тотчас оборачивается своей изнанкой. Бытописательская поэма приобретает черты бытового апокалипсиса, любовное стихотворение предстает философским рассуждением о войне и смерти, романс простодушно повествует о свойствах поэзии.
В «Празднике» поэтика Генделева утрачивает фиоритуры, становится темной, герметической и минималистической; движение стиха подчинено не изящным поворотам риторических фигур, а смыслу высказывания, зачастую сведенного к оголенной структуре и тотальной взаимозаменяемости образов и понятий.
Две большие поэмы, поддерживающие конструкцию книги – «От автора» и «В первый праздника день когда» – это поэзия сотворения бытия и поэтического мира со смутными и мрачными, не до конца еще внятными самому поэту эсхатологическими прозрениями.
Поэт-демиург «От автора» и Бог-творец «В первый праздника день когда» впервые встречаются лицом к лицу, предсказывая позднего «теологического» Генделева. Последняя поэма, которая должна была называться «Праздник» и дала название книге, не окончена и в сущности оборвана на середине: слишком высокая на тот момент была взята нота.
Свое развитие получили и романсы «Праздника» – следующая книга поэта, «В садах Аллаха» (1997), включала «Пять романсов для г-жи К.» и ряд текстов, очевидно писавшихся с оглядкой на вокальное исполнение и впоследствии превратившихся в песни.
В четверг, 21 ноября, в рамках Генделевских чтений Зеев Бар-Селла выступит с докладом «От фонаря: Литературный Ленинград (Зощенко, "Аристократка")». Доклад состоится в Доме русской книги «Исрадон» (ул. Агрипас 10, Иерусалим). Начало в 19:30. Убедительно просим не опаздывать.