О книгах



Легкая музыка: Стихотворения и поэмы: 1996-2004. Послесл. М. Каганской. Прим.
М. Яглома. Оформл. А. Даниэля. Фот. Д. Дектора. Иерусалим; М.: Гешарим: Мосты
культуры, 2004. 111, [1] c., фот. – 1000 экз.

 

Небольшое примечание, следовавшее сразу за автобиографическим романом в стихах – последним стихотворным текстом составленного М. Генделевым «Неполного собрания сочинений» (2003) – гласило: «До этих строк досочинял свой роман и прочие стихи и поэмы автор 11 января 1998 года и потерял к ним всякий интерес».

Поэтическое молчание, частью вынужденное (несмотря на все попытки лечения, тяжелая болезнь Генделева прогрессировала), было прервано лишь в 2004 г. с изданием книги «Легкая музыка». Эта книга вышла в свет в известном московско-иерусалимском издатель- стве «Гешарим-Мосты культуры».

Книга получилась неожиданная – впервые в своей практике, к примеру, поэт включил в нее ряд дружеских и иронических посланий, которые сочинялись им охотно, легко и виртуозно. Ранее все это оставалось за бортом «серьезных» сборников стихотворений.

В таком же ироническом духе, пронизанном чистой радостью версификаторства, была решена небольшая поэма «Лев» (отнюдь не ожившая геральдическая аллегория, как было бы у Генделева четверть века назад, но пламенный Лев Троцкий).

Однако иронией и колоратурой дело не исчерпывалось: в «Легкой музыке» поэт последовательно развивал давно наметившуюся тенденцию к жанровой и стилистической полифонии, смешению высокого и площадного, теологии и лирики, быта и метафизики.

Фундамент изощренных безделок служит основанием для мощных колонн, на которые опирается здание книги, а именно малых поэм «Первое послание к евреям», «Памяти Демона» и «К арабской речи». Многие исследователи считают их вершиной творчества Генделева.

«Первое послание к евреям» – богоборческая поэма о Боге и Катастрофе. Поэт далек от смиренного истолкования Катастрофы как некоего божественного «промысла» и тем более наказания: если Бог допустил гибель своего народа, который и воплощает Бога – Бог истребил сам себя: «отсюда не быть тебе».

«К арабской речи» и «Памяти Демона» – об отношении к врагу, но «Памяти Демона» также и прежде всего еще и «про» Лермонтова, в то время как «К арабской речи» строится на знаменитом стихотворении О. Мандельштама «К немецкой речи». И наконец, в прон- зительно-ностальгическом тоне «Салюта» («Умру поеду поживать...») сквозят «Стансы» Бродского («На Васильевский остров я приду умирать»).

Лермонтов, Мандельштам, Бродский – именно эти поэты, в соотношениях ли зеркальности, параллельности, обратного отражения, притяжения, отталкивания – всю жизнь сопровождали Генделева. Их тени сплелись в «Легкой музыке»: легкой же потому, что дыхание поэта, задыхавшегося с усеченными легкими от недостатка воздуха, обрело в этой книге легкость, глубину и гармоничность.

 

 

Система Orphus