In memoriam

Эстер Пастернак

БЕССМЕРТНЫЕ НА ВРЕМЯ

 

Творчество в реке времени

 

בס"ד

 

«Искусство – основной доступный нам
способ преломить хлеб с умершими». 

У. Х. Оден

 

 

Пылал хамсинный день. Старый Яффо, узкий, как горло змеи, переулок Ворота Никанора, дом скульптора Иры Рейхваргер. Сидели прямо на мраморном полу, так прохладнее, и Миша Генделев читал нам недавно законченную поэму «Бильярд в Яффо».

– Ну что, нравится?

Ира, улыбаясь: «Мне нравится. Я ведь только шушательница…»

 

Ночь в Яффо

 

Открытый ворот улицы сквозящей,
И лай из подворотни босоногой,
И волны моря, тихо причитающие,
Так выползает ветер из берлоги. 

Луна в венке, что дева из гарема,
Уснет и выронит цветное вышиванье.
На нем любви простейшая эмблема,
И голубей усталое дыханье. 

А наши тени, закрепив на древках,
Протянет эхо проволоку над бездной,
И вздернет филин розовое веко,
И в воздухе начертит зыбкий вензель.

 

                                                         Э. Пастернак

 

Вечером мы спустились в порт и, сидя лицом к бьющей наотмашь волне, глядели на лунную дорожку, конусом падающую на воду. Ночное море, пульсируя у горла берега листовым серебром, отражалось в волчьих звездах августовской ночи. Мы бродили по узким улочкам старого Яффо, читали стихи, пили восточный кофе и крепкий чай с пахучим листиком мяты, а под утро, усталые, возвращались домой по ступенчатым улочкам с квадратными фонарями.

 

Ах
роз и лилий у нас дерева
в саду где живем однова

а надпись
что сад этот лилий и роз
боюсь не совсем права

вообще справедливость ее вопрос
поскольку как раз среди лилий и роз
растет моя голова 

и пестик торчит из моей головы
как красный язык из рва
свежий язык из черного рва 

где никогда не росла трава
или
ножик из рукава.

 

                                     М. Генделев

 

Остались у меня черновики стихов, а на них беглые правки, сделанные рукой Миши.

Он хотел быть мастером, учителем, законодателем Новой поэтической школы, с толпой последователей, с любящими, а главное – внимающими учениками и поклонниками. Так, как было когда-то, так, как уже не будет никогда.

В то утро, белый от выступившей на коже морской соли, с черными горящими глазами, он после бессонной ночи боксировал с грушей, подвешенной в углу огромной студии, и, улыбаясь кривой улыбкой, цедил сквозь зубы: «Я Мастер, и сделаю из твоих стихов маргаритку, с условием, что будешь слушать меня беспрекословно. Большой поэт Иосиф Бродский, поэт номер 2…» Привязав к боксерской груше бабочку из серебристого материала (бабочки шил сам) и, обронив: «Я залег спать», – он ушел.

 

А
любил
еще регулярные парки на брегах черной воды
хотя что я знал тогда про прострельные апельсиновые сады
а еще любил
сизое дворянство друзей
когда небессмертных бессонных
с чем
он
и считал душу чем-то вроде пара в пространстве и музыка дует в щель
то есть
в генетике дрозофилы главное что
а главное пустяки главное
чтобы крылышки из слюды
то есть
предметом для философии он гештальт полагал всерьез
то есть
когда кончаются папиросы дым истончается папирос
впрочем
Господи
что я знал тогда про апельсиновые сады.

 

                                                                           М. Генделев

 

Запечатленное мгновенье может стать явлением вечным. Ни с чем не сопоставимое, неопределимое, неуловимое время невозможно себе представить, так же, как невозможно представить реки, вытекающие из рая, так же, как невозможно представить сам рай. Поэтические образы и метафоры стихов – это самостоятельная адаптация творческого человека во времени, дабы не заблудиться в трех соснах.

 

«И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены,
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены»

 

                                              Б. Пастернак, «Сосны»

 

Художнику для создания картины необходимы свет и тень, природа – постоянная его модель. Поэту, для того, чтобы творить, необходим внутренний свет. Э. Мане говорил, что «цвет – это дело вкуса и чувствительности». Нечувствительных поэтов не бывает.

Когда я наклоняюсь над рекой времени, где многочисленные (не счесть!) камни успели обрасти пористым илом, я вижу чуть кривую улыбку и слышу: «Неужели я настоящий и действительно смерть придет?» (Мандельштам).

 

здравствуй мишенька
тебе сегодня сорок
как и мне
то что умер ты неправда
это морок
это черный творог родины
в окне

влезем на рожон с тобой
любезный
райского потрогать карася
это нас уже
разучивает бездна
но еще
не выговаривает вся

мы пройдем обочиной истории
через чахлой речи пустыри
это ты
без легкого который и
это я
без тяжести внутри

 

                                Д. Кудрявцев

 

Хорошо известный в Израиле и в России в 80-90-х годах талантливый художник и скульптор Ира Рейхваргер не узнала о смерти Миши, трагически уйдя из жизни и канув в реку забвенья раньше его.

Она родилась в Москве в 1951 году, училась в Академии художеств, а в 1973 году репатриировалась в Израиль вместе с мужем, художником Яном Рейхваргером. В Израиле талант Иры приобрел другое оригинальное направление: впервые она начала создавать своих необычных кукол – удивительные «портреты» из мягких материалов.

 

Ире Рейхваргер

 

В камине искры света, что твой кордебалет.
Февральский ветер кружит обрывки из газет,
Я в комнате, где розы сиреневый набег,
Гляжу на серый ватман, на ватно-белый след. 

А на стене картина, где рыбы подо льдом,
И кот скребет картину последним дураком.
Здесь тихо каплет время, подобное стихам,
И голубые тени шныряют по углам.

...я стих не дочитала – поэты на постой
Ворвались, словно ветер в открытое окно…
И ночь веревкой вилась, а мне хотелось жизнь
Смотреть, как ты наносишь эскиз на белый лист.

 

                                                  Э. Пастернак

 

Так возник ее особый мир, населенный поистине живыми персонажами. Нет, это не было чудом, это, как говорила Цветаева, было «вдохновение и воловий труд». В 1977 году работы Иры выставлялись в галерее Рихтера в Яффо, был шумный успех, а затем владелец галереи вывез всю экспозицию в Европу.

Свет плетет солнечную корзинку из хрупких тростниковых лучей. Идя – «от тени к свету» – (Курбэ), – возможно открыть в себе новые духовные миры и, наклоняясь к воде, – увидать не только себя, но и отраженные в реке – небо, птиц, деревья. И, оторвавшись от серой стены равнодушия, прийти к нетерпению сердца утолить жажду истинную, жажду веры в то, что Творец хочет твое творчество.

Я вижу ее сидящей за огромным непокрытым деревянным столом с воткнутыми по краям несколькими кухонными ножами. За этим столом ели, пили, спорили, писали стихи, читали длинные поэмы, набрасывали эскизы будущих ватных кукол в капроновых чулках, рубили зелень и готовили отбивные. С этого стола отдавали псу Лаки лакомые куски, под этим столом он слушал гитару и смешные истории.

Можно писать о человеке, а можно – человека, своеобразным стилем – слово-кисть. Кисть, пальцы, рука, перо, а Творец водит рукой человека по белой поверхности листа, заполняя его чертами природного дарования.

Один из промозглых, осенних вечеров. Миша ушел за сигаретами. За окном дождь с порывами ветра. Ира что-то набрасывает на бристоли. У стола, вытягивая и без того длинную шею, крутится пес Лаки. Вдруг мы отчетливо слышим громкий звук удара в железные ворота. А затем еще раз и еще раз.

«Это Мишка! Он же пальцы отобьет! Вот сумасшедший!» – и она выбегает в дождь.

«Это ветер!» – кричу я вдогонку, но она меня уже не слышит.

«…Смотри, как смывает сад…» (М. Генделев)

 

там наискосок со мной
как на карте козырной
наш Ерусалим наземный
весь почти что неземной
вам
Ерусалим наземный
нам
почти что неземной

 

                                    М. Генделев

 

Несмываем единственный сад – сад Эдема.

Одни говорили, что самоубийство, вторые – несчастный случай; третьи понимающе молчали.

Ей едва исполнилось пятьдесят лет.

При жизни понять большого художника редко кто может, зато после смерти многие берутся объяснить.

Величие искусства не в его объяснении, а в умении принять его неограниченность, суть его оригинала, а для этого надо подняться до уровня непостижимого в его самом сложном подчинении – подчинении материалу с целью возвысить его духовно и эстетически – вдохнуть в материал смысл… жизни. На такой осмысленный душой шаг редко кто из читателей или слушателей способен.


 


Семь искусств. 2012. № 2 (27). Февраль. – (http://7iskusstv.com/2012/Nomer2/EsPasternak1.php).

 

 

Система Orphus