Комиссия французской Академии Наук работала над составлением энциклопедического словаря. Труд близился к завершению, филологи уже дошли до буквы «р», когда в учреждение забрел выдающийся натуралист Кювье.
– Рады вас видеть, господин Кювье, – сказал один из сорока членов комиссии. – Нам только что удалось, – ликуя, заявил он, – популярно объяснить очень трудное слово! Как вам формулировка – краткая, точная: «Рак – небольшая красная рыба, которая ходит задом наперед»?
– Поздравляю вас, господа, – сказал Кювье. – С краткой точной формулировкой. Позволю себе только небольшое профессиональное замечание: рак – не рыба, рак не красный, и рак не ходит задом наперед, но за исключением всего этого – ваше определение превосходно!
Конфликт, вернее скандал, смакуемый прессой Израиля – конфликт между главой департамента министерства главы правительства Авигдором Либерманом и Мордехаем Киршенбаумом, генеральным директором телерадиовещания, вкратце выглядит так: глава государственной структуры наехал на демократическую прессу, что является в демократическом государстве абсолютно недопустимым. То-се, свобода слова.
Но рак не рыба, он не красный, не ходит задом наперед.
Позволю себе забить парочку священных коров. У нас, видите ли, «существует диспропорция в средствах массовой информации»: все журналисты (пишущие на иврите) – «левые». Это настолько очевидно, это настолько стало расхожим мнением (особенно на страницах русской прессы), что мало кто вдумывается в сам характер этого феномена, принимая его как должное и полагая, что – в принципе – достаточно исправить непропорциональное представительство «правых» и «левых» в средствах массовой информации – и все «ОК».
Проблема сложнее.
Дело в том, что перед нами не конфликт левой журналистики с правым правительством. Более того, перед нами даже не конфликт «правых» и «левых»...
Исторически сложилось в нашем государстве, что либерализм ассоциируется с «левой» идеей, с «левыми» взглядами – иначе говоря, либералом является любой человек, разделяющий «левую» идеологию. А человек, не разделяющий «левую» идеологию, а разделяющий, например, националистическую или религиозную идеологию, определяется как идеологизированный субъект. Таким манером – идеология есть только у «правых», у «левых» – это мировоззрение «честного интеллектуала». Сам по себе либерализм при этом идеологией не является, поскольку – так сложилось – он есть джентльменский набор просто интеллигентного, секулярного, светски образованного человека (журналиста, например).
Давайте разберемся.
Это не журналистика у нас «левая». Сложившаяся, исторически аномальная ситуация практически означает, что журналист – фигура «левого» политического истеблишмента! Другими словами, сегодня образованная, светская, пишущая группа автоматически становится и является интегральной частью той группы общества, чья групповая идеология потерпела поражение на демократических выборах. То есть, носители этого идеологического комплекса не выражают мнения большинства общества Израиля.
Таким образом, израильская журналистика подлинно недемократична. Израильская журналистика противопоставляет себя обществу.
Здесь не место обсуждать, каким (не простым!) образом увязываются представления о характере нашего государства, как государства и националистического (сионизм рассматривает государство Израиль как дом еврейского народа, а сионизм как государственную идеологию еще никто не отменял) и демократического. (С демократической – т. е. власти большинства – прессой).
Так называемый «правый» блок – довольно сложный конгломерат политических движений, вернее, политически оформленных движений, общим для которых является примат «национального» над прочими аспектами нашей государственности. «Правыми» в нашем обществе числятся те, кто по религиозным ли представлениям, по националистическим ли взглядам, по экзистенциальным ли мотивам – но не разделяют всеобще либеральную, с приоритетом «общечеловеческих ценностей над национальными», концепцию «левых».
Между прочим, у «правого» блока, в отличие от «левого», отсутствует представление о своем культурном истеблишменте, культурной элите – как естественном элементе истеблишмента политического. В этом смысле следует рассмотреть представительство в средствах массовой информации культурных элит: религиозная элита – в СМИ практически, на уровне участия и формирования аппарата средств массовой информации, не задействована; секулярная национально-ориентированная элита представлена в средствах массовой информации (на уровне участия и формирования СМИ) – в гомеопатических дозах... А вот секулярная либеральная элита, ощущая себя ни в коей мере не идеологизированной, рекрутируя своих представителей в СМИ, практически и комплектует аппарат.
Юноши, раздумывающие о «делать жизнь с кого» – даже если допустить, что эти юноши и обладают идеологическими принципами – принимая решение строить свою журналистскую карьеру, вполне конформистски отдают себе отчет, что вхождение в журналистику есть покупка билета в левый политический истеблишмент. Представить себе религиозного юношу, с комплексом нацубеждений, делающего карьеру в израильской журналистике – практически невозможно.
Таким образом, не от хорошей жизни правая политическая элита, отказываясь от подготовки журналистских кадров, практически добровольно уступает идеологическому противнику – и инициативу, и поле...
Поэтому все рассуждения о доминировании левой идеологии в СМИ – на уровне сокрушенного покачивания башкой и воздевания рук к небу – смешны и непродуктивны. Левая идеология – это и есть идеология СМИ.
Полководцы правого блока практически согласились с заранее оборонительной тактикой на пространствах СМИ. Любопытно же другое – характер поведения именно доминирующей в СМИ группы, собственное тотальное представление о себе как о носителях подлинно демократических ценностей. И – презентация этих ценностей в СМИ: либералы в СМИ – рыбы в естественной среде воды.
Я предлагаю считать оппозицию демократически выбранного народом Израиля правительства и свободной прессы Израиля, конфликт между коалиционным правительством и журналистикой – я предлагаю считать эту ситуацию конфронтацией между демократией и средствами массовой информации. А шире – между сионизмом и демократией, с одной стороны, и лево-либеральным истеблишментом с другой.
Если правый национальный блок собирается дать бой левой идеологии на пространствах средств массовой информации, то в первую очередь он должен позаботиться не о приватизации пространства СМИ, а о квалифицированной армии носителей идеологии, способной конкурировать с современными журналистами. Т. е. следует воспитать в лоне национальной идеологии конкурентоспособный тип интеллектуала-профессионала. Конкурентоспособный как в смысле профессиональном, так и в смысле перспективно-карьерном. Правая идея на пространстве журналистики должна являться точно таким же билетом в политический истеблишмент, как это имеет место быть в реальной ситуации у левых.
И, конечно, здесь речь идет об отчетливой идеологической платформе, об отчетливом корпусе политико-идеологических представлений, которые представления власть желает презентировать общественному сознанию. А с идеологией, особенно способной конкурировать с общелиберальным (сцепленным исторически с социализмом), конформистски принятым и передающимся из поколения в поколение типом сознания секулярной израильской интеллигенции, с идеологией – в правом блоке хреновенько дела обстоят.
Все вышесказанное описывает и, может быть, объясняет ситуацию в СМИ и израильском обществе.
На русской улице дела обстоят иначе, и следует учитывать, что именно обстоятельства политических взглядов и привязанностей русской улицы нашли свое ярчайшее воплощение полгода назад. На выборах! Русскоязычная пресса Израиля не «правая», в общеизраильском смысле. Нет! Если можно говорить об идеологии русской общины в Израиле, то она, эта идеология, скорее «нелевая»! Не левая в том значении, что община не разделяет общеизраильских («сабрских» и в значительной мере – «ватиковских») ценностей. Опять же по причинам иной исторической повадки и иного ментального опыта. Община не рассматривает социализм как идеальную форму распределения социальных благ, по-иному комплектует семантическое наполнение политического словаря, по-иному переводит терминологию, иное понимание вкладывает в понятия либерализм, прогресс, права человека, общественные интересы и т. д.
Однако, наряду с либеральным сознанием, секулярно-националистическим сознанием, религиозным сознанием – то есть тремя типами сознания израильского общества – русская община демонстрирует четвертый, отличный от вышеперечисленных, тип сознания и соответствующего политического поведения. И презентирует этот четвертый тип поведения, «русский» тип поведения, естественно, в своей журналистике. «Русской» журналистике.
В принципе и в общине существуют три политические модели – три точки притяжения: это адепты «русской» партии, сторонники национальной идеологии и сторонники «левых».
«Русская» партия – на выборах практически поймала тремп на политической попутке правого блока. В свою очередь, голосование «русских» привело к власти правительство Нетаниягу. Причем – русская партия, вышедшая на выборы, чего уж там греха таить, с социально-этническими лозунгами, к которым «русским» лозунгам правые пристегнули «Мы с Биби – и мы правы!», в противостоянии «правых» и «левых» собственной идеологеммы не несет, собственной политической доктрины относительно разделяющих израильское общество идеологических противостояний – не имеет. Значит ли это, что русскоговорящие израильтяне репродуцируют в миниатюре на «русской» площадке комплекс идеологического противостояния большого Израиля? Полагаю, что нет. Азбука не та.
Может ли представительствовать в смысле идеологии «русская» партия от имени «русской» общины, делегировала ли «русская» община своих идеологических представителей в большую политику Израиля? Опять же – в смысле идеологии? Полагаю, что нет. «Исраэль ба-Алия» – это социо-этническая делегация.
Выборы продемонстрировали наличие внутри нашей общины некоей группы интеллектуалов, лично знакомствами, может быть, и не связанной, но совокупно продекларировавшей довольно отчетливый комплекс идей, так сказать, секулярно-националистической ориентации. Другими словами, в Израиле сложилась группа, которую можно было бы определить, как «Русская Правая». Идеология этой группы не только резко отлична от невнятной идеологии (крайне неоднородного) национального блока (хотя и, так сказать, располагается на его полях), но и разительно отлична от программы, не скажу идеологии, а скажу – именно политической программы «Исраэль ба-Алия» (тоже – подчеркивается – отнюдь не собрание единомышленников!).
Присутствие идеологов «русской правой» на страницах русскоязычной прессы и оппозиция этой идеологии остальным двум типам идеологического поведения – делает сегодня русскоязычную прессу отдельной площадкой идей, выстраивая совершенно непохожую ситуацию, противоположную площадке израильских СМИ. Наличие «русской правой» в значительной степени формирует, хотя и не оформляет, политическое поведение «русской» общины. Не исключено, что комплекс идей «русской правой», при условии выброса этого комплекса на идеологический рынок большого Израиля, может послужить основой (или, хотя бы, катализатором) формирования более цельной и отчетливой, более релевантной к историческому моменту или, по крайней мере, хоть сколько-нибудь пригодной к достойной конкуренции с развитым «левым» либерализмом – идеологии «правого» блока.
Полагаю, что в этом смысле русскоязычная пресса – нормальней, с точки зрения идеологической представительности, чем средства массовой информации Израиля. Нормальней и уж не в пример демократичней!
Итак, перед нами развертывается конфликт израильского общества и его прессы. Конфликт между демократией и левым политическим истеблишментом. Посидим на завалинке, не правда ли?
Потому что рак, как нам объяснили, это «небольшая красная рыба, которая ходит задом наперед». И чувствует себя как рыба в воде.
На сайте опубликовано мемуарное эссе В. Тарасова «Ступенчатый Свет», посвященное А. Волохонскому, М. Генделеву, альманахам «Саламандра», творчеству автора и многому другому.